Первый этап
Школа Льва Николаевича Толстого
Лев Толстой называл школу самым светлым периодом своей жизни. «Дело это [школа] не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что всё, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях», - утверждал великий писатель. Несмотря на такие лестные отзывы о школьном образовании, Толстой хотел выкорчевать систему школьного обучения, которая сложилась в России того времени. Педагогические исследования увлекли Толстого в 1859 году, когда он был уже признанным писателем.
Поездив по европейским странам, Толстой нашел недостатки и в их системе образования. В частности, осмотрев немецкую школу - перед ней тогда все практически преклонялись - и поговорив с учителями, в своём дневнике он сделал запись: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои. Все наизусть. Напуганные, изуродованные дети». Писатель посещал разные учебные заведения практически во всех странах, в которых он побывал, однако ни одна модель работы с детьми не оправдала полностью его ожиданий. Поэтому, вернувшись домой, Толстой решил создать свою школу.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе», - писал Толстой, планируя менять не только жизнь детей, но и свою собственную.
Писатель полностью отказался от модели авторитарной школы: в своём учебном заведении он отменил чёткое расписание - дети могли приходить практически в любое время, а могли и вовсе безнаказанно прогуливать занятия. Конкретных предметов там тоже не преподавали, главной задачей учителя было заинтересовать детей и погрузить их в общий разговор. Преподавание, кстати, вёл и сам Толстой, а также несколько учителей из его ближайших знакомых.
Домашние задания, отметки и наказания отсутствовали. Все занятия чередовались с прогулками, гимнастикой и играми, участие в которых нередко принимал и сам Толстой. В его школе учитель был не просто человеком, который даёт знания, но в то же время и примером для подражания.
«Не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут то же делать», - указывал в своих работах Толстой.
Дети, в свою очередь, несмотря на отсутствие любых обязательств, с удовольствием ходили в школу. «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака», - вспоминал один из учеников школы Василий Морозов.
В школе писатель разделил весь учебный день на две части: утром дети занимались с преподавателем, а время после полудня проводили в творческих занятиях - кто-то пел, кто-то рисовал, некоторые лепили или читали вслух. Дети сидели так, как хотели сами, никто им не указывал. Обучение в школе Толстого полностью соответствовало принципу, который он сам сформулировал: «Критерий педагогики только один - свобода».
«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро», - с такими словами обратился в своё время к ученикам собственной школы Лев Толстой.
Впрочем, школа просуществовала недолго. Её в отсутствии Толстого обыскали жандармы, которые не могли смириться с тем, что преподавание в ней ведётся по негосударственной системе, и поэтому, распорядились учреждение закрыть. Между тем, Толстой не забросил педагогику: после эксперимента со школой он начал выпускать с 1862 года педагогический журнал "Ясная поляна". Сам Толстой стал главным сотрудником своего издания. Часть страниц журнала занимали теоретические статьи писателя, часть - рассказы и небольшие произведения. Так, например, именно в «Ясной поляне» Толстой опубликовал большую работу под заголовком «Воспитание и образование».
В ней Толстой демонстрирует своё отвращение к принудительному воспитанию и говорит о том, что «бюрократически насаждаемый элемент сделал школу деспотичной». Толстой не щадит никого - ни народные школы, ни университеты. С его точки зрения, во всех этих заведениях занимаются именно «воспитанием», а не «образованием»: то есть стремятся оторвать детей от их среды и воспитать их так, «чтобы они не были похожи на своих родителей». «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, - неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует», - пишет в своей статье Толстой.
Вскоре пришлось закрыть и журнал - 12-й выпуск «Ясной поляны» стал последним. Журнал опять-таки вызвал негодование властей: они сочли издание «ломающим все основные правила религии и нравственности». У Льва Николаевича появились собственные дети, к тому же он занялся написанием «Войны и мира». Поэтому педагогические увлечения пришлось отодвинуть на второй план.
Полную информацию смотрите на сайте: https://diletant.media/articles/45247887/
Рекомендуем почитать:
1. Лев Толстой и его педагогика // Дилетант. - Электрон. дан. - URL: https://diletant.media/articles/45247887/
2. Свободная школа Л.Н. Толстого // Вики Чтение. - Электрон. дан. - URL: https://educ.wikireading.ru/28518
3. Школу, которую создал Лев Толстой, отмечает 160-летие // Татьянин день. - Электрон. дан. - URL: https://www.taday.ru/text/2254694.html
4. Яснополянская школа: педагогический опыт великого классика // Педсовет. - Электрон. дан. - URL: https://pedsovet.org/article/asnopolanskaa-skola-pedagogiceskij-opyt-velikogo-klassika
ВНИМАНИЕ! Задание № 1
Дорогие участники, надеемся, что из вышеизложенного вы для себя извлекли полезную информации, которой поделитесь со своими одноклассниками. А сейчас вам предстоит ответить на вопросы викторины "Школа Л.Н. Толстого". За каждый правильный ответ получите по 5 баллов.
Вам нужно:
1. Пройти по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfldKp2_OAIw5Jk-Y6957s8-PJLkpCDhjPQhr2OVzlAzjkgLA/viewform
2. Ответить на все вопросы.
Картины о школе
Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей несколько лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна художников, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1 - сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
Известные русские художники писали картины о школе, изображая учителей сельских школ и деревенские смешанные классы. Их жанровые картины передавали изображения крестьянских детей, поступающих в школу, а также темы образования во всём его разнообразии.
ВНИМАНИЕ! Задание № 2 Ниже представлены картины известных русских художников.
Вам нужно:
1. Определить названия и авторов трех картин.
2. Ответы выслать личным сообщением одному из членов жюри. Ссылка на личную страницу: https://vk.com/id348173749